Музей "Космические дали"
Справка о музее "Космические дали"
Музейная педагогика в условиях детского сада – это возможность создать элемент развивающей среды, помогающий педагогу с помощью доступных наглядных средств познакомить дошкольников со значимыми событиями в истории страны, реализовать интегрированный подход в обучении. Важная отличительная особенность музея в детском саду — участие в его создании детей, родителей, педагогов, доступность экспонатов не только для рассматривания, но и для тактильного обследования. В обычном музее ребенок — лишь созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Музей можно посещать каждый день, выступать в роли экскурсоводов.
Открытие состоялось 12 апреля 2024г.
На стендах музея предаставлена информация о первом конструкторе летательных аппаратов, о первых выдающихся космонавтах, героях Советского Союза. А также, в музее представлены экспонаты, выполненные руками детей и их родителей.
Наш сад плодотворно сотрудничает с НИИ космического приборостроения и радиоэлектронных систем Юго-Западного Государственного Университета города Курска. Студенты университета участвуют в запуске искусственных спутников Земли и один из таких спутников транслировал с орбиты рисунки наших ребят, которые представлены в музее.
Социальным партнером учреждения также является Калужский региональный общественный фонд Константина Эдуардовича Циолковского.
Дети, посещающие музей, проникаются чувством гордости и уважения к своей стране, ее культуре, истории к соотечественникам, упорно стремящихся к цели, с неиссякаемой мощью познания и горячей любовью к Земле.
Наш музей планирует и дальше укреплять свое сотрудничество с фондом и НИИ ЮЗГУ.
Цель и задачи музея:
Цель: формирование у детей общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за историю страны, создание модуля развивающей предметно-пространственной среды как средства индивидуализации образовательной деятельности для популяризации темы космоса.
Задачи:
- создать условия для коллективной и самостоятельной исследовательской деятельности детей;
- способствовать воспитанию у дошкольников музейной культуры, расширению их кругозора;
- организовать взаимное сотрудничество педагогов с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
- развитие представлений дошкольника о роли человека в истории и культуре.
Экспозиции:
1. «Мечты о космосе глазами детей» (рисунки воспитанников, побывавшие на орбите).
2. «Летательные аппараты».
3. «Парад планет».
4. «Скафандры».
5. «Космос. Марки с историей» (марки с изображением космоса).
6. «Космическая еда».
Фонд музея:
Материалы музейного фонда, собранные и зарегистрированные в инвентарной книге:
- значимые экспонаты, переданные НИИ космического приборостроения и радиоэлектронных систем ЮЗГУ, Калужским региональным общественным фондом им. Константина Эдуардовича Циолковского;
- совместные творческие работы детей и родителей;
- фото и текстовая информация о знаменитых космонавтах, конструкторах, летательных аппаратах;
- копии архивных статей по данной тематике;
- мультимедийный комплект: очки виртуальной реальности, проектор, телевизор с флешнакопителем.
Значимые и ценные экспонаты:
Фотография города Курска, сделанная с космического корабля, переданная в дар музею с подписями космонавтов Антона Шкаплерова и Олега Артемьева.
Книга с памятной надписью правнука и единственного потомка Константина Эдуардовича Циолковского, Сергея Николаевича Самбурова, который продолжил дело своего прадеда и посвятил свою жизнь космонавтике.
Использование музея и музейных экспонатов в образовательной деятельности:
Музей способствует созданию новых отношений в системе «ребенок-педагог», делая основной акцент на переход к диалоговой форме обучения: педагог задает наводящие вопросы, ребенку предоставляется возможность сформулировать ответ, исходя из того, что он увидел на экспозиции мини-музея.
Предметность и наглядность обеспечивают развитие познавательного интереса и эмоционального восприятия. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства позволяют использовать экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач. Обеспечение необходимыми условиями для развития познавательной, исследовательской деятельности дошкольников.
Формы использования музейных экспонатов в ДОУ:
- Проведение экскурсий, занятий, тематических вечеров, онлайн-экскурсий.
- Использование экспонатов для сюжетно-ролевых игр, театральной деятельности.
- Публикации на сайте МБДОУ (информационные листы, консультации, памятки по данной тематике).
- Посткроссинг.
- Организация передвижных выставок из фотокопий музейных экспонатов.